Стрессы, которые испытывают наши питомцы, имеют разную природу. Для детального рассмотрения этого вопроса попробуем их классифицировать. Мы будем выбирать основные ситуации, с которыми сталкиваются владельцы, хендлеры, спортсмены, тренеры и все специалисты-кинологи, участвующие в различных кинологических мероприятиях.
Выделим основные стрессовые ситуации:
- участие в соревнованиях;
- участие в выставках;
- учебно-тренировочные сборы;
- дальние переезды (перелеты);
- резкая смена корма или воды;
- послеоперационные стрессы.
Из вышеперечисленных пунктов мы не будем рассматривать последний, т.к его анализ должны делать ветеринарные врачи, занимающиеся вопросами лечения собак.
Для яркого и контрастного примера о стрессах у собак, вернемся на несколько десятилетий назад.
70-е и 80-е годы стали, пожалуй, самыми важными в развитии спортивного собаководства. Быстрое развитие многоборья со служебными собаками в системе ДОСААФ СССР показало, что применение служебных собак в спорте может кардинально изменить подходы к кормлению в условиях тренировок и соревнований. В стране был разработан и утвержден график соревнований, начиная от городских и заканчивая главными стартами на уровне республик и финала Чемпионата СССР. Эта система дала возможность планировать тренировочный и соревновательный процессы.
Одной из главных проблем для спортсменов и тренеров стало питание собак! Как пример, приезжая на соревнования в другой город, а часто это был длительный переезд или перелет с несколькими промежуточными пересадками, собаки практически полностью утрачивали свои рабочие навыки. Тренеры и спортсмены недоумевали: почему вдруг это происходит, ведь на сборах и тренировках в своем городе не было даже намека на это. А причина лежала в большинстве случаев на поверхности: это стрессы. Как минимум, четыре вида стресса влияли на собак. Первый – смена места проживания, второй – транспортный стресс, третий - резкая смена рациона питания, четвертый – изменение состава воды. В результате, некоторые собаки физиологически не могли справиться с такой нагрузкой на нервную и пищеварительную системы, от этого и происходили непонятные срывы и сбои при выступлениях. Статистика того времени подтверждала, что команды из городов-организаторов практически всегда показывали более успешные выступления.
Можно с уверенностью сказать, что очень многих проблем можно было избежать, будь в наличии специализированные корма промышленного производства. Но, увы, в те года о них было известно лишь из выступлений юмористов и международных корреспондентов, и то, не всегда в позитивном ключе. Но, несмотря на это, в современных условиях неподготовленные владельцы и спортсмены до сих пор сталкиваются с этими же проблемами.
Мой многолетний опыт и наблюдения в области спортивной кинологии позволяют дать рекомендации по уменьшению стрессов у собак в различных условиях.
В условиях тренировочного и подготовительного периодов собака должна получать сбалансированный промышленный рацион. Корм должен быть полноценным, сбалансированным, хорошо усваиваться, обеспечивать энергетические потребности собаки и обязательно должен проедаться с аппетитом. Идеальный вариант – сухой корм в сочетании с влажным. Такой тип кормления собак способствует хорошему аппетиту, профилактике мочекаменной болезни и снижает риск ожирения. В процессе тренинга удобно и безопасно поощрять собаку при помощи влажного корма – это желанное лакомство для собак, и нет риска, что собака подавится сухим кусочком, к тому же во время тренировки поддерживается водный баланс организма.
Подготовка к транспортировке собаки должна занимать достаточное время.
Один из самых первых и важных этапов – разработка режима кормления собаки во время поездки, на месте прибытия, и в дороге обратно.
Смена корма в этот период категорически не приветствуется. Если необходимо, все изменения и включения в рацион должны произойти за долгое время до поездки. Объем влажного питания (в банках или паучах) должен быть заранее увеличен. Появившиеся в последнее время влажные корма в банках и герметичной фольгированной упаковке, например рационы торговой марки Pedigree, стали наиболее приемлемыми продуктами для перевозки собак. Заранее запаситесь кормом на весь срок поездки и всегда имейте дополнительный запас на случай непредвиденной ситуации (нередки случаи, когда собаки получают свободный доступ к корму и съедают значительное его количество). Хорошо, когда корм вашей марки можно легко купить по всей стране – это своего рода страховка.
Второе- это только бутилированная вода знакомой марки. Собака должна быть знакома с этой водой до поездки и хорошо её воспринимать. Во время всей поездки нужно контролировать питьевой режим собаки и не допускать никакой другой воды, кроме подготовленной Вами. Беспроигрышный вариант - запастись водой на весь срок поездки.
Из собственного опыта могу подтвердить: даже дальний, многочасовой перелет не влияет на собаку негативно, если она в дороге получает влажное питание и бутилированную воду.
В современных условиях основным транспортом для собаководов является автомобиль. Путешествия с собакой на большие расстояния - до 1500 км и более, стали нормой, и владелец должен понимать, что в машине собака будет находиться в непривычных условиях. Существенно уменьшить стресс у собаки и создать более комфортные, безопасные условия для перевозки собак помогут специальные транспортные контейнеры и клетки. Собаки должны быть заранее приучены к спокойному длительному нахождению в них!
Сопровождающим лицам в период поездки нужно строго следить за состоянием собак на промежуточных пунктах выгула и отдыха. Всегда необходимо оценивать тонус собаки, её настроение, подвижность, аппетит и состояние фекалий. Эти факторы всегда помогут вам правильно оценить состояние животного и распознать проблему.
Перевод собаки на привычный рацион по месту прибытия нужно проводить только после как минимум суточной акклиматизации, постепенно увеличивая долю сухого питания. Необходимо также учитывать, какую работу на новом месте будет выполнять собака: это может быть выставка одного дня, а могут быть многодневные многоэтапные соревнования или выезд на многодневную охоту. В каждом конкретном случае именно наблюдение за поведением собаки и её физическим состоянием является основным критерием выбора того или иного рациона питания.
Конечно, для каждого животного рекомендации будут строго индивидуальными. Владелец должен знать о том, какое питание, когда, и в каком объеме собака должна получать в стрессовых ситуациях.
На это влияет большое количество факторов:
- порода собаки;
- размер;
- возраст;
- состояние и тип шерсти;
- тип высшей нервной деятельности;
- дальность перевозки собаки (перелета);
- предстоящее выполнение работы (соревнования, выставка, поездка на вязку);
- длительность пребывания в новых условиях;
- качество рациона питания;
- качество воды;
- погодные условия;
- время года.
Этот список можно продолжить, но даже понимание этих факторов поможет избежать ошибок при составлении рациона в поездках и во время подготовки к ним.
Резюмирую вышесказанное: ничего в поездке не должно быть у собаки впервые! Бутилированная вода, влажный корм, транспортный контейнер – должны быть знакомы собаке задолго до поездки и восприниматься ею, как нечто совершенно обычное и привычное.
Хочется пожелать всем заинтересованным собаководам, особенно начинающим, учесть правила перевозки собак, изложенные в этой статье. Возможно, это поможет лучше выступить на выставке или показать более высокий результат на значимых соревнованиях.
Александр Никитин,
эксперт РКФ- FCI по всем породам,
судья САСТ по рабочим качествам
|