Обзор способов модификации поведения
Собака произошла от волка много тысяч лет назад, и человек начал использовать ее как компаньона, помощника на охоте или в качестве рабочего животного. За это время было выведено очень много разнообразных пород для выполнения специальных задач.
Собака стайное животное, и каждая стая имеет лидера - его иногда называют собака-альфа. Когда щенка отделяют от помета (приблизительно на 6-8-й неделе его жизни) и приводят в новый дом, он должен воспринять его как свое новое логово, а хозяина - как нового лидера стаи. До появления в вашем доме щенок, находясь под сукой, научился понимать смысл звуков различной тональности, издаваемых матерью. Ряд звуков с различающейся тональностью, имеющей различное смысловое значение, называют "параязыком". Именно в форме параязыка собака воспринимает наши слова, Тон сказанных слов более важен, чем человеческий смысл, вложенный в них. По существу, есть три интонации, которые используются в общении с собакой в процессе "домашнего" воспитания, коррекции поведенческих проблем и отработки основных команд послушания.
В процессе воспитания и дрессировки собак мы должны умело пользоваться и менять интонации для исполнительных команд, для выражения похвалы и корректирующих команд.
Произнесение исполнительных команд должно иметь утвердительный (повелительное наклонение) оттенок. Вы сообщаете собаке, что она ДОЛЖНА сделать, а не просите ее совершить что-либо (то есть собака ДОЛЖНА подойти к вам, ДОЛЖНА сесть или ДОЛЖНА лечь).
Слова похвалы произносятся так выразительно, чтобы собака ощутила радость, услышав их. Похвала должна восприниматься собакой как положительное подкрепление и способствовать совершению нужных действий (например, "Хороший мальчик!", "Хорошо!", "Хорошо - Сидеть!", "Хорошо - Ко мне!").
Корректирующий тон (угрожающая интонация) используется для того, чтобы сказать: "Нет!". Он должен быть резким и низким как рычание суки на щенков, когда они ведут себя неправильно.
Как было установлено ранее, общий эффект обучения наших собак основным командам поведения хозяином, как лидером стаи, заключается и в том, что возрастает уровень доверия собаки и повышается исполнительская мотивация. Это позволяет управлять собакой во всех возможных ситуациях. А.для собак дрессировка является отличным способом для получения внимания и любви со стороны владельца - это очень важно для всех собак. Помните, пожалуйста, что собака до такой степени общественное животное, что общественные взаимодействия, похвала и любовь наиболее важные для них вещи (опровергая идею о борьбе за существование).
Имейте в виду, что дрессируя собаку, вы не только учите ее понимать вас, но вы учите ее и тому, как управлять вами.
Похвала помогает понять собаке, что она должна сделать. Коррекция учит собаку, чего не нужно делать. По сути цела, коррекция это "негативные стимулы". Другими словами, это такие вещи и события, которые собака хочет избежать, Да, кстати, в общении со щенком, обычно не бывает надобности в физическом наказании или дисциплинирующих воздействиях. Но корректирующие воздействия должны быть достаточно твердыми для того, чтобы собака избегала этого или отвлеклась от нежелательного поведения.
Ко мне часто обращаются как к последней инстанции. Владельцы щенков или подрощенных собак жалуются приблизительно одинаково: "Что мне делать? Я перепробовал все возможные способы, чтобы научить собаку соблюдать порядок в доме (независимо от конкретной проблемы), но ничего не помогло!" Да, они считают, что им все известно! Возможно, знакомые посоветовали им тыкать щенка носом в это", шлепать собаку газетой" или "хлопать газетой". К сожалению, такая техника не только унижает собаку, но и разрушает связь владельца с собакой. И как раз это может привести к возникновению проблем. А выход? Нужно вовремя обращаться к специалистам, чтобы быстро найти правильное решение.
Для иллюстрирования основных принципов дрессировки я обычно использую аналогию, чтобы облегчить понимание закономерностей модификации поведения, главным из которых является последовательность, Если вы поймете, что собаки не способны использовать логику и рассуждать по-человечески, то поймете разницу между людьми и собаками, То есть, человека научить гораздо дольше и труднее... чем собаку. Так оно и есть, научить ребенка ходить на горшок труднее, чем приучить к порядку собаку.
Давайте попробуем отучить вас от нежелательного поведения, такого поведения, которое вы очень хотите совершить. Представьте, что я поставил на стол семь очень вкусных блюд. Представьте также, что вы не ели пару дней и очень голодны - то есть имеете очень выраженную мотивацию. Естественно вы тянетесь к столу, но каждый раз, когда касаетесь стола, вы получаете электрический удар такой мощности, что падаете на пол, Представили? Теперь ответьте на мой вопрос: сколько раз вам нужно коснуться стола, чтобы понять, что этого не следует делать? Подумайте над этим минутку. Обычно в ответах говорят об одном или нескольких касаниях, хотя иногда кто-нибудь заявляет, что будет совершать попытки, пока не достанет пищу. Но если ситуация вас заинтересует по-настоящему, вы станете использовать логику и начнете рассуждать. Примерно так: у стола есть четыре стороны... там можно разъединить провода... а до пищи можно дотянуться подругому... но сколько раз вас может ударить током? Шансы невелики!
Для того, чтобы охарактеризовать дрессировку или модификацию поведения собак одним предложением, нужно сказать, что это совокупность (комбинация) требовательности (твердости) и логичной коррекции с похвалой в нужное время. Ключевые слова в этом определении требовательность (твердость), логичность и соответствие воздействий.
Для того, чтобы понять это, давайте вернемся к сцене со столом. Мы оговаривали с вами, что когда вы касаетесь стола, то получаете удар током, Это иллюстрирует значение согласованности. Другими словами, если бы вы получали удар током после того как успели поесть, шанс у вас брать пищу со стола был бы невелик.
Для наших собак пара минут назад то же самое, что час назад, год назад или даже больше! Другими словами (например) подловить собаку до того, как она получила подкрепление своему нежелательному поведению (достигла успеха), является ключевым моментом. И очень трудно отучить от того, что раньше приводило к положительному для собаки результату. Я также говорил вам, что удар тока должен быть таким сильным, чтобы опрокидывать вас на пол. Если отрицательное воздействие вызывало бы только пощипывание, оно было бы совсем не эффективным для отучения вас воровать пищу со стола. Это иллюстрация значения требовательности (твердости).
Итак, есть три основных компонента, которые составляют аверсивный метод дрессировки (отучение собаки от нежелательного поведения) - требовательность (твердость), логичность и соответствие воздействий.
Соответствие воздействий относится и к похвале собак - то есть использованию положительного подкрепления нужного поведения. Например, и удар по голове и получение 100 долларов являются хорошими стимулами. Поведение, которое заканчивается положительным подкреплением, имеет тенденцию повторяться. Например, молодого щенка очень легко научить порядку в доме, используя положительное подкрепление с учетом особенностей породы щенка.
Эти же принципы могут быть использованы для научения собаки исполнению основных команд. Учитывая принцип последовательности, я разработал методику дрессировки, которую назвал "CDP". "CDP" включает в себя Команду, Демонстрацию и Похвалу. Согласно "CDP", вы положительно подкрепляете все действия, приближающие собаку к нужным для вас действиям, Мне кажется, собака поймет вас гораздо быстрее, если вы используете всю последовательность "CDP". Всякий раз, когда вы используете коррекцию к собаке, которая не подчиняется известным ей командам, вы должны использовать положительное подкрепление.
16 советов для дрессировщика
Будьте однообразны. Всегда используйте одни и те же команды для тех же навыков. Например, если отрабатываете команду "Лежать!", не говорите "Лечь!" или "Ложись!". Используйте для команд короткие слова. Старайтесь, чтобы они звучали всякий раз одинаково. То же касается для сигналов руками.
Вводите команды медленно и только после того, как собака спонтанно выполнила нужное вам поведение. Вы ждете, когда собака сядет и говорите: "Хорошо! Сидеть! Хорошо!" Таким образом собака учится ассоциировать (соединять) слово с действием и удовольствием.
Сделайте так, чтобы занятия доставляли удовольствие вам обоим. Поиграйте с собакой прежде, чем начнете урок. Это не означает, что вы не должны быть серьезны в процессе дрессировки. Вы должны быть дружелюбны, ласковы и достаточно подвижны. Единственное табу - смеяться над собакой в течение тренировки, Не надо унижать собаку или превращать ее в клоуна.
Начинайте с коротких занятий, например с 10-ти минутных уроков, постепенно увеличивая продолжительность до 20-ти минут.
Терпение, терпение, терпение. Не потому, что собака медленно обучается, а потому, что владельцы часто бывают безрассудны в своих требованиях, Если вы ставите задачу следующим образом: "Посмотрим, что сегодня получится", а не так: "Сегодня, Принц, я научу тебя сидеть!", вы быстрее получите положительные результаты.
Заканчивайте занятие прежде, чем появится усталость. Научитесь говорить "Стоп!", даже если до успеха осталось совсем немного.
Используйте в качестве вознаграждения похвалу, а не пищу. Ваша собака будет работать за пищу, если вы предварительно заставите ее голодать, что вряд ли заставит ее любить занятия. Ваша собака должна научиться работать ради вашей любви и похвалы. Собаки, вообще, сделают больше из-за любви, чем из-за пищи (за некоторым исключением, конечно).
Будьте постоянными, как по отношению к собаке, так и по отношению к себе. Когда вы отрабатываете какой-либо навык и подкрепляете его, собака легко и правильно вас поймет, если постоянно будете хвалить собаку именно за это поведение. Если вы невнимательны и небрежны, вы только запутаете собаку и затрудните свою работу. Убедитесь, что вы точно представляете, чего хотите и как к этому приблизиться, прежде чем будете хвалить собаку. Между занятиями всякий раз подкрепляйте нужное повеление, если оно проявляется, но не будьте слишком фанатичны. Если собака после выполнения нужного действия каждый раз будет ожидать похвалы и когда-нибудь не получит ее, она обязательно будет обескуражена. Более эффективно награждать собаку случайным образом, чем каждый раз.
Никогда не наказывайте собаку. Вы должны сделать так, чтобы после неподчинения или неправильного поведения собака испытала неприятные последствия. А это совершенно отличается от наказания и значительно лучше подходит для дрессировки. Это то, что мы называем "коррекцией" (отрицательное подкрепление). С целью предотвращения нежелательного поведения, также может быть эффективным применение нейтрального раздражителя.
Используйте кличку собаки как часть команды, требующей выполнения какого-либо действия. Говорите: "Принц! Ко мне!" или "Принц! Рядом!". Нет более приятного слова для собаки, чем кличка.
Когда вы только начинаете дрессировку, выбирайте уединенные, тихие места, чтобы избежать отвлечения собаки. Это одна из причин, почему занятия в группе не лучший выход из положения, особенно для начинающих собак. После того, как собака научится чему-нибудь, медленно добавляйте отвлечения, чтобы она привыкла работать во всех ситуациях.
Никогда внезапно не хватайте собаку и не бегайте за ней. Сначала используйте убеждения и похвалу. Позже тренируйте собаку с применением дрессировочного ошейника, Если вы бегаете за собакой или резко хватаете собаку рукой, вы можете научить ее бояться рук и тогда почти невозможно будет манипулировать собакой.
Используйте интонацию, соответствующую словам. Похвала, конечно, дается только в теплой, дружелюбной интонации. Не имеет значения, что вы говорите, если вы произносите те же слова каждый раз. Чаще хвалите собаку на начальном этапе дрессировки. Позже, когда собака поймет, что вы от нее хотите, используйте командную интонацию. Командная интонация означает, что вы ожидаете подчинения, что вы требуете этого. Ваша собака лучше, чем вы, разбирается в интонациях, ей все равно, что вы говорите, главное, как вы это говорите, Избегайте раздражительного, брюзгливого оттенка, который звучит как нытье. Как только вам хочется это сделать, прекращайте занятие.
Следите, чтобы к окончанию занятий собака была в таком же хорошем настроении, как и в начале занятий. Лучший способ для этого - показывать ей, что и у вас хорошее настроение. Если хотите, чтобы ваша собака была полна энтузиазма, покажите ей свой энтузиазм.
Запомните, что командная интонация и связанные с ней корректирующие воздействия применяются только тогда, когда собака научилась соединять определенное поведение с похвалой и положительным подкреплением. Вначале вы должны ждать действий, которые могут происходить произвольно (и научиться вызывать их), а затем положительно подкреплять нужные и корректировать ненужные. Похвала учит собаку, что она должна сделать, коррекция учит тому, что она делать не должна - и оба воздействия одинаково важны для дрессировки.
Когда мы начинаем осваивать новую команду или навык, последовательность должна быть такой: команда, демонстрация (воздействие?) и похвала. Когда собака начнет понимать, что вы от не хотите, используйте другую последовательность команда, коррекция и похвала. Никогда не используйте корректирующие воздействия, если собака не понимает, чего вы от нее хотите.
В. Гpиценко
|